Miyamoto Musashi

Miyamoto Musashi
 Мусаси Миямото
   1944 – Япония (53 мин)
     Произв. Shochiku
     Реж. КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ
     Сцен. Мацутаро Кавагути по роману Кана Кикути
     Опер. Сигэто Мики
     В ролях Тёдзуро Каварадзаки (Мусаси Миямото), Кинуё Танака (Синобу Нономия), Канэмон Накамура (Кодзиро Сасаки), Кигоро Икусима (Гэнитиро Нономия).
   XVI в. Юный Гэнитиро Нономия и его сестра Синобу приходят к знаменитому дуэлянту Мусаси Миямото, погруженному в работу над статуей Будды, и умоляют его преподать им боевую науку, чтобы они могли отомстить за смерть отца. Прежде чем удовлетворить их просьбу, Миямото должен победить клан, бросивший ему вызов. Молодые люди ни на минуту не сомневаются в его победе. В самом деле, он одерживает победу над врагами, после чего Гэнитиро и его сестра вновь обращаются к нему с просьбой. И тут он заявляет им, еле сдерживая гнев, что боевые искусства созданы не для мести или достижения каких-либо материальных целей. Они представляют собой путь духовного учения, ведущий человека к истине и подлинной справедливости. Тем не менее он соглашается взять их в ученики. Некоторое время спустя Гэнитиро, еще не обладающий достаточным опытом в боевом мастерстве, погибает от рук Кодзиро Сасаки, другого знаменитого дуэлянта, нанятого братьями Самото – самураями, виновными в убийстве отца молодых людей. Гэнитиро убивают на глазах у сестры, и Сасаки настойчиво просит ее передать Миямото, что убийство совершено именно им. Девушка целую ночь ждет, пока Миямото закончит рисовать («Рисование и скульптура, – говорит он ей, – сродни боевым искусствам»), чтобы рассказать ему о случившемся. Самолюбие Миямото задето; теперь он считает, что поединок с Сасаки – последняя возможность доказать свое превосходство во владении мечом, и думает лишь об одном: как бы сойтись с врагом в дуэли по всем правилам. Он калечит братьев Самото, напавших на него в доме. Синобу может добить их, но оставляет им жизнь. Начинается дуэль: Миямото одерживает верх и убивает противника. Отвергнув робкое предложение руки и сердца от Синобу, он заявляет ей, что посвятит остаток своих дней совершенствованию в добродетели и мастерстве. В его помыслах она навсегда останется его супругой. Синобу навсегда удаляется в монастырь, чтобы молиться за спасение душ отца и брата.
     Мидзогути сам весьма нелестно отзывался о фильмах, снятых им в конце войны и сразу же после ее окончания. Про этот конкретный фильм он говорил, что снял его только затем, чтобы избежать службы в армии. Критики и историки кино весьма опрометчиво разделили его оценку. Мусаси Миямото основан на жизни легендарного героя и святого, послужившего источником вдохновения для множества фильмов во все периоды истории японского кинематографа; в этом фильме женщина не занимает центрального места. Поэтому она представляет для автора интерес лишь 2-го порядка. (Однако отметим, что даже в истории о борьбе кланов и о самураях Мидзогути умудряется уделить женщине весьма значительную роль.) И все же это простое и плотное повествование, напоминающее длинную новеллу, само по себе достойно внимательного рассмотрения. Еще не выработав в себе привычку к систематическому использованию длинного плана, Мидзогути удивительно и зачастую восхитительно использует глубину кадра. Возьмите, к примеру, ту сцену, где Синобу безуспешно пытается дать отпор Сасаки, пока ее брат умирает на 1-м плане. Или ту, где Синобу остается на переднем плане, у дома Миямото, не смея побеспокоить мастера, рисующего в глубине плана. Изобразительный ряд фильма великолепен (Миямото смывает кровь с меча у подножия горы после победы над кланом, бросившим ему вызов). Благодаря мастерству в построении кадра и своему изобразительному гению Мидзогути уже умеет объединять некую величественную торжественность и то ощущение трагической спешки, что характерно для его шедевров 50-х гг. Можно также догадаться, что он весьма сдержанно относится к древнему кодексу чести, особенно зрелищным воплощением которого служит Миямото. И этот фильм помогает понять, что Мидзогути выделил этому кодексу лишь очень ограниченное место в своем творчестве. По его мнению, этот кодекс, навязывающий почти недостижимый идеал добродетели и аскетизма, находится за гранью возможностей человека и не создан для него. Персонаж Миямото, гневно попрекающий просителей за мстительность, сам поддается едва ли более достойному порыву гордыни, когда с восторгом думает о предстоящем поединке со своим соперником Сасаки. Удивленной героине он отвечает аргументами, которые Мидзогути намеренно сделал риторическими и малоубедительными. Этой скрытой критикой – редчайшим явлением в творчестве великих японских режиссеров – фильм раскрывает нам глубины души Мидзогути и уже хотя бы по этой причине не должен быть недооценен.

Авторская энциклопедия фильмов Жака Лурселля. - Rosebud Publishing, Интерсоцис. . 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Miyamoto Musashi" в других словарях:

  • Miyamoto Musashi — 宮本 武蔵 Miyamoto Musashi in his prime, wielding two bokken. Woodblock print by Utagawa Kuniyoshi. Born Shinmen Musashi No Kami Fujiwara No Genshin c. June 13, 1584( …   Wikipedia

  • Miyamoto Musashi — Musashi Miyamoto Pour les articles homonymes, voir Musashi et Miyamoto. Musashi Miyamoto avec deux bokken (Estampe de Utagawa Kuniyoshi …   Wikipédia en Français

  • Miyamoto Musashi — Musashi tötet einen Nue, Darstellung von Kuniyoshi …   Deutsch Wikipedia

  • Miyamoto Musashi — En este artículo sobre historia se detectaron los siguientes problemas: Necesita ser wikificado conforme a las convenciones de estilo de Wikipedia. Carece de fuentes o referencias que aparezcan en una fuente acreditada. Po …   Wikipedia Español

  • MIYAMOTO MUSASHI —    A fictionalized biography of the famous samurai, the novel Miyamoto Musashi (1935; tr. Musashi, 1981) by Yoshikawa Eiji was originally serialized in the Asahi newspaper then published as a single volume. A samurai bildungsroman, the work is… …   Japanese literature and theater

  • Miyamoto Musashi Station — (宮本武蔵駅) is on the Chizu Express line in Mimasaka, Okayama Prefecture, Japan. The station takes its name from the famous warrior Miyamoto Musashi, who (according to one theory) was born nearby. It is unattended. The station has one platform to… …   Wikipedia

  • Miyamoto Musashi in fiction — This is a list of fictional depictions of Miyamoto Musashi, the famous 17th century Japanese swordsman. Contents 1 Film and television 2 Print 3 Anime 4 Video games …   Wikipedia

  • Miyamoto Musashi (film, 1954) — La Légende de Musashi  Pour l’article homonyme, voir Musashi Miyamoto.  La Légende de Musashi (Miyamoto Musashi) est un film japonais réalisé par Hiroshi Inagaki, sorti en 1954. Sommaire 1 Synopsis 2 …   Wikipédia en Français

  • Miyamoto Musashi — ▪ Japanese soldier artist original name  Miyamoto Masana , artistic name  Niten  born 1584, Mimasaka or Harima, Japan died June 13, 1645, Higo  famous Japanese soldier artist of the early Edo (Tokugawa (Tokugawa period)) period (1603–1867).… …   Universalium

  • Miyamoto Mushashi — Musashi Miyamoto Pour les articles homonymes, voir Musashi et Miyamoto. Musashi Miyamoto avec deux bokken (Estampe de Utagawa Kuniyoshi …   Wikipédia en Français

  • Musashi Miyamoto — Musashi tötet einen Nue, Darstellung von Kuniyoshi Musashi reitet auf einem Wal, Darstellung von Kuni …   Deutsch Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»